Не просто «таблички»

В подборке статей на тему дизайнерской разработки наружной рекламы мы уже говорили о малых рекламных формах — вывесках-знаках, размещаемых над витринами. Давайте теперь остановимся на тех небольших вывесках, которые устраиваются в самом поясе витрин, непосредственно у входа в здание. Какими особенностями художественного решения они характеризуются?

Вывески у входа очень часто называют уменьшительно табличками, не придавая значения тому, что за этим названием кроется нечто очень важное. Они тем самым механически (только из-за их небольших размеров) переводятся из разряда средств рекламы в разряд простых указателей, выполняющих сугубо информативные функции. Такими указателями видит их и заказчик, которому возможности <малой рекламы> вообще неведомы. Впрочем, это не совсем так: иной предприимчивый руководитель извлекает выгоду даже из малого, ставя перед дизайнером задачу необычного, отвечающего профилю предприятия, яркого решения таблички. Дизайнер, конечно, сам должен уметь пользоваться возможностями, предоставляемыми такими вывесками, как средствами эффективной и выразительной наружной рекламы. О том, что <таблички у входа> могут быть такой рекламой, убедительно говорят многочисленные примеры их впечатляющего художественного решения. Принципиальный и одаренный дизайнер сделает из <таблички> маленькое запоминающееся чудо, подобное той знаменитой <Вывеске Жерсена> А. Ватто, о которой мы говорили в одной из наших публикаций. Как же добиться такого успеха в этом непростом деле?

Прежде всего, можно обратиться к хотя и небогатому, но весьма интересному и поучительному опыту прошлого. Прекрасным примером для подражания могут служить давние вывески, размещавшиеся у входов в торговые лавочки, выходившие своими фасадами на оживленные улицы древнеримских городов. Это были расписные доски, разделенные на две части: верхнюю занимало наглядное, выразительное изображение, нижнюю — развернутый рекламный текст. Всю композицию объединяла широкая рама. В целом решение отличалось привлекательностью, графичностью и изяществом, характерным вообще для искусства того времени.

Наглядным его антиподом выступили вывески, создаваемые у нас сравнительно недавно — в <суровые> (по художественной оценке) времена 60-70-х гг. прошлого века. Их и вовсе никак нельзя отнести к рекламе. Это были стандартизированные доски с чисто деловой информацией о предприятии. Решались они по-канцелярски сухо, без каких-либо художественных изысков. Выполнялись большей частью из клееной фанеры, на лицевой стороне которой закреплялось тонированное темной масляной краской стекло. С тыльной стороны стекла <наизнанку> вырезалась надпись, которая покрывалась <бронзой> или <серебряной> краской. Все просто до примитивности.

Ныне у нас положение дел с <вывесками у входа>, значительно улучшилось. К <табличкам> стали предъявляться повышенные требования по их читаемости, внешнему виду и качеству исполнения. Текст пишется крупнее, лучше воспринимается издалека, часто он дополняется фирменным знаком. В композицию широко включается цвет. Вывески четко выделяются на фоне стены или стекла. Технически задача решается за счет использования яркого пластика и самоклеящихся пленок. С художественной точки зрения, такое решение рассматривается как графическая композиция, в которой главное значение придается гармоническому построению и расположению шрифтов и знаков. В отдельных случаях перед дизайнером ставится задача создания оригинальной композиции, отвечающей специфике назначения предприятия. При ее успешном решении получается действительно впечатляющая и запоминающаяся реклама, соответствующая принятому на предприятии фирменному стилю.

Особо следует обратить внимание на вопрос о локализации текста вывесок, в частности, информации о режиме работы предприятия. Эта информация эффективно доводится до условной знаковой формы, легко и быстро читаемой входящим (что очень важно для посетителей, которые <с лета> запоминают ее). Цель достигается при помощи использования цветных символов, обозначающих дни работы предприятия. Рядом с символами пишется время работы предприятия. В целом текстовая композиция принимает форму знака, который порой эффектно дополняется логотипом. Как правило, такие таблички для лучшей видимости располагаются на уровне глаз человека или чуть выше. Отметим лишь один, но весьма распространенный недостаток: размещаемые на стекле таблички без фона <путаются> с тем, что видно за стеклом — деталями интерьера или витрины. Он легко устраняется расположением их на нейтральном фоне или созданием его.

 

1. Пример выразительного рекламного оформления раздвигающихся стеклянных дверей с помощью аппликативных табличек.
2. Прекрасное и необычное решение простой таблички <открыто — закрыто> (передвигается закрывающая слово, яркая по цвету и  изящная по силуэту <рекламная> плашка).

 

Иногда входные таблички решаются как самостоятельные, графические, малые рекламные формы, размещаемые в различных местах фасада — на витринном стекле и простенках. Такие выразительные и, как показало время, запоминающиеся знаки я впервые увидел давным-давно в Вильнюсе.

 

3. Изысканное рекламно-графическое исполнение входной вывески,  отвечающее профилю предприятия.

 

Для достижения большей выразительности сегодня в табличках очень широко используются художественные возможности разных материалов и, в первую очередь, металла. Чаще всего применяются сталь, латунь, медь, алюминий и бронза. С помощью разной обработки этих металлов достигаются высокие результаты: текст выделяется за счет контрастного сочетания поверхности букв и фона. Часто на светлой, полированной поверхности делаются темные, матовые буквы. Хорошо смотрятся контрастные к матовому фону, накладные полированные литеры и знаки.

 

4. Внимание к табличке привлекает яркий и крупный рекламный знак.

 

Впечатляют вывески, составленные из нескольких объемных элементов, например, отдельных букв и знаков, связанных в группу. Тогда в них выявляется интересный силуэт и рельеф, контрастно сочетаются цветовые пятна. При таком решении нередко создается композиция, отличающаяся остротой и своеобразием. Она не только привлекает к себе внимание, подобно крупной рекламной форме на фасаде, но и хорошо запоминается. А что еще нужно для малой, но по-настоящему действенной рекламы?

 

5. Оригинальное оформление входа в кафе с использованием нескольких табличек.

 

Однако наибольший интерес вызывают <таблички>, которые органично включаются в фасад здания. В этом случае фон становится неотъемлемой частью их композиции. В связи с этим вспоминается одно очень выразительное оформление входа в музей. Главными его элементами выступали пиктограммы, раскрывающие тематику экспозиционных залов. Они были нанесены на оргстекла, которые занимали скромное место и закреплялись на относе на стене у самого входа. Стену сверху донизу украшала роспись, представлявшая собой музейную ценность. Таблички с пиктограммами не закрывали ее и в то же время четко выделялись на ее фоне. Такое органичное их сочетание с росписью впечатляло и восхищало. Это был настоящий, высокий дизайн. Чем не ярчайший пример для творческого перевоплощения современных вывесок у входа?

 

6. Маленький и графически безупречно написанный логотип на стеклянной двери рядом с большими ручками — чем не великолепная наружная реклама фирмы?!
7. Малая по размеру, но выразительная по форме табличка на двери.

 

Еще один интересный прием подобного <фонового> решения вывесок у входа — размещение небольшой таблички или просто надписи на фоне крупного и яркого (возможно, шрифтового) рекламного знака. При таком решении знак выполняется во всю торцевую или примыкающую к входу стену. Издали он воспринимается как <дальнобойная> реклама, как бы привлекающая внимание к скромной, несущей уточняющую информацию табличке, которая хорошо читается вблизи. В целом, создается необычайно сильно воздействующая, убедительная и яркая по форме рекламная композиция, которая, кстати сказать, вполне может быть исполнена как аппликативная <входная> реклама на витринном стекле. К сожалению, такое исполнение еще мало распространено в нашей наружной рекламе.

 

8. Уточняющие надписи,   органично включенные в удачное рекламное оформление входа в магазин.
9. Таблички-плакаты — пример выразительного оформления входа в салон.

 

В отдельных случаях фон может брать на себя всю нагрузку по художественному решению таблички. Это происходит, к примеру, тогда, когда надпись-название у входа выполняется из отдельных объемных букв, свободно располагаемых на плоскости стены, примыкающей к входу. Здесь вновь вспоминается одно превосходное решение <таблички> в виде яркого наружного оформления входа… в школу. Оно основывалось на использовании объемных букв, составленных из цветных ярких стержней, напоминающих детали детского конструктора. Стержни свободно размещались на стене у входа, образуя выразительную рельефную композицию. Светотень только подчеркивала игровой характер всей этой изумительной рекламной пластики. Вот что можно сделать из простой канцелярской <таблички> при не формальном, а творческом подходе к ее разработке.

 

10. Интерес вывеске придает по-разному обработанный материал, из которого она исполнена.

 

Таким образом, художественное решение простых придверных вывесок во многом зависит от изобретательности, выдумки и вкуса дизайнера. Только при проявлении подобных качеств в работе над ними можно говорить о создании не просто стандартных <табличек>, а действительно эффективной и художественно выразительной наружной рекламы.

 

автор Устин В.Б.
профессор МГХПУ им. С.Г. Строганова,
кандидат искусствоведения
журнал «Наружка> №9 2004 год