Аж через всю улицу!

ТЕОРИЯ РЕКЛАМЫ

(об особенностях решения рекламных <перетяжек>, в городских центрах)

Что заметнее всего в наружной рекламе улиц? Согласитесь — так называемые перетяжки. Вроде бы совсем тоненькие полоски рекламного текста, растянутые от одного фонарного столба до другого, — а какой эффект! Их просто невозможно не заметить: все время в поле зрения наблюдателя, особенно пассажира, сидящего на переднем сиденье автомобиля. Впрочем, к нему эта реклама и обращена в первую очередь. От чего же зависит ее эффективное и выразительное решение?

Вспоминается мое возвращение в Москву из поездки за грибами. Яркий солнечный день. Слегка прикрыл глаза, почти дремлю, сижу на переднем сиденье машины. Вдруг, меня будто молния по глазам ударила: на фоне синего, покрытого белыми облачками неба высветилась ярко-ярко красная полоска рекламы. Это была та самая <растяжка>, на которую невозможно было не обратить внимания. Я подождал, пока она приблизилась, чтобы прочесть текст. Реклама <сработала> на 100% с лишним! Но встречаются и противоположные примеры. Как-то, сидя в машине и разглядывая рекламу, я лишь мельком <зацепил> глазом проскочившую над головой надпись. Не поленившись обернуться, едва успел увидеть: на черном фоне(!) серым цветом(!),  мелкими буквами(!) был написан развернутый(!) рекламный слоган. Стало понятно, почему я с ходу не обратил внимания на эту рекламу: решение ее было крайне неудачным! Какой же вариант оформления перетяжки наиболее эффективен?

 

Простая по форме, но яркая полоска рекламы, которая даже издали бросается в глаза.
Световая  <растяжка> четко выделяется в темном окружении.

 

Прежде всего, тот, в котором используется яркий, контрастный цвет (об этом мы уже не раз говорили в нашей подборке материалов по решению разных видов наружной рекламы). Но этот, казалось бы, очевидный факт почему-то постоянно и опрометчиво упускается из виду. Здесь мы хотим лишь напомнить, что контрастными являются цвета светлого участка спектра — лимонно-желто-оранжевого, включая белый, и темные — зелено-сине-фиолетовые, включая черный. При применении этих цветов, конечно, важно учитывать цвет фона, в данном случае не зданий, а неба — т.е. все оттенки серого, синего и белого. Вот в этих рамках и следует добиваться эффективности <растяжек>!

 

Удачный пример нарядного праздничного оформления улицы с помощью перетяжек.
Еще одно яркое и оригинальное решение световой перетяжки.

 

Заметим: во втором из отмеченных случаев использовался помимо нюансных цветов также мелкий  и многословный текст. Это еще одна распространенная и серьезнейшая ошибка в решении <растяжек>. Мало того, что эта реклама имеет небольшую высоту, точнее, ширину полос (всего полметра), еще и надпись мелкая — не многовато ли <мелочей>? Где уж там что-либо прочитать, а тем более запомнить — лишь бы успеть заметить. А ведь подобной рекламы полно на наших улицах. Ясно, что она работает вхолостую — ее попросту не видно. Для исправления положения нужно использовать максимально крупный, простой по начертанию шрифт и краткий по содержанию и хорошо читающийся текст. Вроде бы хрестоматийная рекомендация, а не выполняется!

Но знаете ли, что самое интересное? Даже при ярком, контрастном цвете и простом шрифте перетяжка нечасто выделяется в окружающем пространстве. Почему? Из-за ее одинаково упрощенной формы: полоска и полоска, текст и текст.  В этом смысле значительно выигрывает реклама, наделенная своеобразием формы. Вспоминаю одну <растяжку>, привлекающую внимание тем, что обычная полоса была дополнена цветными вертушками, обращенными в разные стороны улицы и вращающимися от самого легкого дуновения ветра, Ну не здорово ли придумано?! Просто и выразительно: вертушки обогащали силуэт рекламы, а их динамика вызывала неподдельный интерес.

 

Та же реклама днем: в деталях она несколько теряется на фоне зданий.
Пример необычного крупномасштабного решения рекламы, растянутой через всю улицу.

 

Самый же большой  эффект достигается в том случае, когда средства обогащения формы рекламы соответствуют ее содержанию. Те же <ветрячки> прекрасно вписываются в <рекламную полосу> магазина игрушек. <Бахрома> из флажков поднимает настроение от восприятия рекламы,  посвященной какому-либо фестивалю или празднику. <Бегущие волны> — великолепное решение перетяжки магазина <Океан> и т.д. В дизайне это называется достижением образности рекламы, придающей ей особую художественную выразительность. В Москве такие решения встречаются довольно часто, например, в рекламе казино. <Игровая> реклама четко выделяется в довольно монотонном ряду типовых уличных <растяжек>, привлекая внимание своеобразной формой. Она производит особо сильное впечатление и хорошо  запоминается. Вот что значит найти выразительный, образный ход в разработке, казалось бы, стандартного по форме рекламного носителя.

Наш краткий разговор о перетяжках был бы неполным, если бы мы не коснулись их внешнего вида в вечернее время. В большинстве случаев они не освещены. Однако принимается все больше решений с расчетом на хорошее восприятие их и в темное время суток. Такая реклама выделяется светом, да еще очень ярко и эффектно, часто с применением динамики. При таком решении она выигрывает в эффективности перед <дневной> рекламой. Более того, на нейтральном фоне темного неба светящиеся <растяжки> выглядят гораздо более эффектно, чем световая реклама на зданиях. Ведь размещаемые на фасадах световые носители зачастую <забивают> друг друга, создавая общий пестрый рекламный фон, мешающий хорошему восприятию отдельной рекламы. Так что, уважаемые  рекламодатели, у вас есть над чем подумать при выборе освещаемой или неосвещаемой <растяжки>.

 

Вполне оправданное расположение растянутых от опоры до опоры рекламных носителей.
На фоне серых фасадов хорошо выделяется красная полоса рекламы.

 

Вроде бы все. Хотя нет: несколько слов о последней тенденции — размещении в традиционных местах расположения <перетяжек> больших рекламных щитов. Для них порой устраиваются  специальные конструкции, или же они размещаются на ограждениях мостов, эстакад и надземных  переходов. Несомненно, это самое выгодное местоположение крупноформатной рекламы. Однако следует иметь в виду, что такая реклама размещается в ряду обычных <растяжек>. Своим видом она просто убивает их, становясь слишком активным, отвлекающим фоном. С другой стороны,  сами <растяжки> часто мешают восприятию рекламных щитов. Лучше всего, когда они имеют достаточное поле для своего обзора  и размещаются вдали от больших конструкций. Тогда хорошо смотрится и та, и другая реклама.

В заключение хотелось лишь пожелать дизайнерам, разрабатывающим <растяжки>, творчески подходить к их решению, чтобы сделать эту перебрасываемую аж через всю улицу рекламу столь же интересной и выразительной, как и любую другую нестандартную <наружку>.
автор Устин В.Б.
профессор МГХПУ им. С.Г. Строганова,
кандидат искусствоведения
журнал «Наружка> №4 2005 год